Начальные классы

Муниципальное образовательное учреждение

основная образовательная школа деревни Новое Задубенье

 

 

 

 

 

Открытый урок

по окружающему миру

(человек, природа, общество)

4 класс

Учитель: Малышева Л. А.

2013г.

 

 

Тема: Сезонные изменения в живой и неживой природе.

(В гости к осени)

Цели урока:

1.Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе.

2.Развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе, создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развивать  эстетический вкус.

3.Воспитывать любовь к природе, к своему краю, развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • ноутбук,
  • видеопроектор,
  • электронная презентация,
  • рисунки с изображением осенней природы,
  • шаблоны кленовых листьев разного цвета
  • магнитофон

Ход урока

I. Оргмомент.

1, 2 — выше голова,

3, 4 – плечи шире,

5, 6 – тихо сесть,

7, 8 – лень отбросим.

ll.  Обобщение знаний

     1. Мотивация учебной деятельности

Ребята, ваше домашнее задание было, нарисовать рисунки на тему «Чудесное время года- осень!»

Учитель:  А вам нравятся эти работы? В чем, на ваш взгляд, особенности каждой осенней картины? (ответы)Ребята, давайте нарядим наше волшебное дерево :красный лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно и посмотрим с каким настроением вы пришли на урок (наряжают дерево).Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается,  какой могучей силой может быть искус­ство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

 

. Актуализация знаний

Учитель. А как вы думаете, когда люди улыбаются?

Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе.

Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости. Вы хотите, чтобы наступила зима?

Ученики :Да

 Учитель: Ребята, нам прислали телеграмму, давайте прочитаем, что в ней.

Учитель. Оказывается, Зима прислала нам телеграмму.  Попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. Зима просит помочь ей. Если мы пройдём долгий путь по осенней стране, ответим на все вопросы, справимся со всеми заданиями, то Осень уступит Зиме дорогу.Отправимся в путь? А поможет нам с настроением пройти этот путь Шпунтова Ирина

Ученик (Читает стихотворение)

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под  осенним шатром

3. Определение  темы и целей урока

Учитель

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Ученики:  Золотая осень

Учитель

Тема нашего урока «Сезонные изменения  в живой и неживой природе»(слайд 1)

Сегодня мы оправимся  «В гости к осени». Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (слайд 2)

Ученики
— Мы сегодня обобщим знания о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Учитель:

Побываем в гостях у лесных жителей, которые обитают в нашей местности и посмотрим, кто как живёт осенью.

 

3. Работа по теме урока

Учитель: А сейчас попробуйте выразить свои чувства стихами, прозой по нашей теме.

Ученик (читает стихотворение)

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет. (слайд 3)

Учитель: Чему вы удивляетесь по дороге в школу?

(Дети описывают свои наблюдения.)

Ученики: Мы удивляемся природе, погоде, деревьям, цветам, птицам.

Учитель: Какое сейчас время года?

Ученики: Осень. (слайд 4)

Учитель: Ребята, к нам в гости пришла ОСЕНЬ со своими заданиями. Как вы думаете, справимся мы с её заданиями?

Ученики:ДА

Учитель: А как мы с вами встретим осень?

 Ученик:

Здравствуй, осень! (слайд 5,6)
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла?

Листья золотые падают, летят,(слайд 7)
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберем из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла

Осень: Здравствуйте, ребята!

Давайте поиграем в игру: “Доскажи словечко”

Принесла я вам муки.
Значит будут… (пироги).
Вот вам яблоки и мёд
На варенье, и… (компот).

Учитель: — А еще, что нам приносит осень? (Овощи, фрукты.)

Осень:

Кто из всех из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Ученики

Вывод: Все овощи полезны и нужны.

Ученик:

Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения!

Осень:Молодцы!

Учитель:Ребята,но не только поэты, художники  воспевают красоту осени, но и музыканты. Давайте с вами исполним песню

«Осень постучалась к нам»(исполняют)

Осень: — Назовите осенние месяцы?

Дети : — Сентябрь, октябрь, ноябрь.

ОсеньУтром часов в восемь,
Прилетела осень.
Зачастил вдруг дождь —
Наш незваный гость.
Сильный-сильный ветер
Дует уж час третий.
Скоро станут лужи
Стеклянными от стужи. (слайд 8)

Учитель: О какой дате говорит автор стихотворения?

Ученик: Осень начинается в сентябре месяце

Учитель: Пословица о сентябре говорит: Холоден сентябрь да сыт. – Почему?

Дети: — Много овощей и фруктов на столе у нас.

Животные и птицы делают запасы на зиму.

Осень: А теперь следующая загадка.

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?(слайд 9)

Ученик: — Октябрь.

Учитель: В народе этот месяц называют листопадником. Почему?

Ученик: — В этом месяце опадают листья.

Учитель: Какие впечатления у вас остались? Какие возникли образы?

Ученики: — Природа готовится ко сну, все затихло, музыка тихо убаюкивает.

Учитель: Молодцы! С этими загадками справились.

Осень

Поле черно — белым стало.
Падает то дождь, то снег.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц подскажи…(слайд 10)

Дети: — Ноябрь.

Учитель: — В народе говорят: Ноябрь капризен — то плачет, то смеется. Почему?

Ученики: — Происходит частая смена солнечных и дождливых дней.

Учитель:

А сейчас вспомним народные приметы и пословицы про осень.

Ученики

В сентябре и лист на дереве не держится.

Октябрь- ложка воды, ведро — грязи.

Ноябрь — ворота зимы.

Лягушки квакают – к дождю.

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Гуси летят высоко – будет много снега, низко — мало.

Осень:

• Листва, хоть и пожелтела, но опадает медленно — морозы настанут не скоро.

• Поздний ноябрь — на продолжительную и суровую зиму.

• Если ноябрь наступает быстро, нужно ждать суровой зимы.

• Красный месяц — на ветер, бледный — на дождь.

Отлично! Вы дома нашли приметы и пословицы про осень.

Учитель:

Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом — яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей.

Осень.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день:

Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Ученики дают подробные ответы, делают вывод: похолодание, первые заморозки, последняя гроза, затяжные дожди, первый снег, ледостав- всё это осенние явления в неживой природе.

Учитель. Но больше всего осенью изменился лес.

— Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему Брянскому осеннему лесу.

Учитель:. А кто из вас знает стихотворение о лесе?

Ученик

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

— Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

— Какие деревья не сбрасывают листву?

Ученики

С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

Осень:

Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень — не весна.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери листочки»

В игре участвуют все ученики. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из  частичек.

Учитель.

Ребята, вы сказали, что листву сбрасывают только лиственные деревья, такие как берёза, липа, тополь, осина,. А ель-это какое дерево? Лиственное или хвойное?

Ученики.

Ель- это хвойное дерево.

                                                           ЕЛЬ(сообщение) (слайд 11)

Вечнозелёное хвойное дерево с прямым стройным стволом и густой кроной ,высотой до 50 метров . Острые хвоинки — листья живут до 7 лет и больше , а затем опадают ,но не все сразу, а небольшими партиями. В это время уже подрастают новые , поэтому ель кажется вечнозелёной. Ель вынослива. Она стойко переносит морозы , не боится тени , но  может пострадать от сухого ветра. Зацветает поздно: в густом лесу – лет в 30 –40.Живёт ель до 500 лет. Древесина у неё белая,  мягкая и лёгкая. Из неё делают строительные материалы, бумагу, музыкальные инструменты, добывают смолу.

Учитель. Когда Галя рассказывала нам о ели, мы не случайно вспомнили обычай украшать ёлку в Новый год. Дело в том, что деревья дают нам кислород, без которого мы не смогли бы жить. Кроме того, из дерева делают бумагу, мебель строительные материалы. Значение дерева в нашей жизни трудно переоценить. Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес?

Почему? Что дает лес человеку?

Какое он имеет значение?

 

Ученики

Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц

Осень

А сейчас я проведу викторину о значении леса.

1. Чем является лес для человека? (Местом отдыха).

2. А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений,  лесной воздух лечит)

3. Чем является лес для животных и растений? (Домом).

Учитель: Ребята, кажется в лесу начинается дождь, но он быстро закончился.

А давайте с вами исполним песню «Дождливый денёк»(исполняют)

Учитель: Должно быть, выросли осенние грибы! (слайд 12)

Осень .А сейчас я проверю, знаете ли вы грибы, которые растут в нашей местности?

1Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я … (подосиновик).(слайд 13)

2.Средь хвойного бора,
Дремучего бора
Нельзя не заметить
Меня, …(мухомора)(слайд 14)

3.Мудрый бородач-старик, житель бора — … (Боровик) (слайд 15)

4.Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые … (Лисички) (слайд 16)

5.Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (Поганки)
ОсеньМолодцы!

Учитель:

Ребята, важно не только хорошо знать грибы, но и уметь правильно их собирать. Собирая грибы, срезайте их у основания, чтобы не повредить подземные части — грибницу. Но люди ходят в лес собирать не только грибы, но и ягоды. Назовите лесные ягоды которые растут в нашей местности? Ученики  (Черника, земляника, ежевика, брусника, клюква)

(слайд 17,18)

Учитель : Ребята, о нашем Брянском крае написано много стихотворений. А сейчас нам Ира прочитает своё любимое стихотворение.

Ученик:

 

Наша Брянская область.

Удивительный край.

Здесь грибов, да черники

Поезда нагружай.

А озёр и озёрец,

А речушек и рек

Сосчитать не сумеет

Ни один человек!

Наша Брянская область-

Край легенд,

Красоты,

Мы хотим, чтоб в России

Стала первою ты!

 

 

Осень

А теперь мой вопрос. Небольшой вечнозелёный кустарник с ветвистыми прямостоящими стеблями. Кисловатые ягоды очень вкусны и полезны.

Ученики (Брусника)

Осень  Какая ягода заменяет лимон?

Ученики (Клюква. Она содержит лимонную кислоту.)

Учитель. Ребята, вы все знаете сказку «Двенадцать месяцев». В ней злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за цветами. Давайте представим себя на месте падчерицы и подумаем, смогли бы мы в зимнем лесу собрать, скажем, ягоду?

Ученики:— Да, смогли. Для этого нужно осенью запомнить место, где растёт брусника или клюква. Брусника и клюква — вечнозелёные кустарники. Даже под снегом они остаются зелёными, а ягоды такими же вкусными и красными, как и осенью.

Учитель:

А сейчас поиграем в игру:«КТО БЫСТРЕЕ?» (На полу по кругу раскладывают листья, их количество — на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, дети бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.) 

Учитель: К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

Учитель Как называются такие птицы?

Ученики Перелётные

Учитель: Каких перелётных птиц вы знаете? Ученики( отвечают)

Учитель: Чем ещё питаются птицы? Ученики( отвечают)Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами.

Учитель:

Правильно. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.

Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются в нашей местности? Ученики: Синицы, воробьи, вороны. Эти птицы ближе перебираются к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.(слайды 19-23)

Учитель:Оказывается, без животных лес жить не сможет. А каких животных леса вы знаете? Назовите известных вам животных, живущих в лесу – от больших и до самых маленьких    Ученики: (отвечают)

Осень:С животными лес наполняется жизнью.

Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей!

1)В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (белка) (слайд 24)

2)Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь) (слайд 25)

3) А мы к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою главную добычу — мышей-полёвок — находим мы без всяких уловок. (лиса) (слайд 26)

Осень. Да,животных леса вы знаете!Хорошо!

Учитель: Охота на зверей в лесу разрешена в определённое время. Вы слышали — охотничий сезон открыт, охотничий сезон закрыт. Но есть вид охоты, который разрешён круглый год. Что это за охота?

Дети рассматривают различные варианты и приходят к выводу, что это фотоохота.

Учитель. Самый безобидный вид охоты.

Учитель: А сейчас наша Осень,проверит ваши знания

Тест (4класс)(индивидуальная работа)

3класс:

Собери пословицу и напиши на листочек.(Работа в парах)

Холоден сентябрь,да сыт.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Учитель:Прочитайте пословицы, которые у вас получились?(читают)

 

 

Учитель: А теперь займёмся исследовательской работой. Я для вас подготовила 3 экологические задачи. Решите их. Аргументируйте свой выбор.

ЗАДАЧА 1. Можно ли шуметь в лесу, включая магнитофон, разжигая костры?

Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверей – искать укромные места.

ЗАДАЧА 2. Можно ли весной брать с собой в лес собаку?

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

ЗАДАЧА 3. Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвёшь всего три-четыре цветка?

Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.

Да, природе будет нанесён вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.

(дети работают в группах по рядам) Проверяем.

Ш. Рефлексия

Учитель: Осень, огромное  спасибо, что ты к нам пришла в гости.

Ребята, вам понравилась наша красавица осень?

Давайте ещё раз нарядим наше волшебное дерево: красный лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. (наряжают дерево)

А теперь давайте сравним наши деревья. Какое дерево вам больше нравится?

Ребята, я могу сказать, что вначале урока вам было немножко грустно, а теперь у вас прекрасное настроение. Значит, вам наше путешествие по осенней стране понравилось.

Выставление оценок

IV. Итог урока

Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?

Что важное узнали для себя?

Как считаете, будет ли от вашей работы польза?

Давайте поблагодарим Осень.

Ученики: Спасибо!

Учитель: Осень, а ты ещё к нам придёшь?

Осень. Я буду к вам приходить каждый год. Вы мне очень понравились. В следующий раз я к вам приду с другими заданиями. До свидания, мои друзья!

V. Домашнее задание (слайд 27)

4 класс Написать мини- сочинение на тему “Лес будущего”.

Дополнительное здание: Шмыгаль Арина- подготовить презентацию о лиственных деревьях нашей местности.

Ирина Шпунтова- сообщение о берёзе

3класс Нарисовать рисунки на тему «За грибами»

Дополнительное задание: Москаленко Ульяна и Косарева Таня- найти стихотворения о нашем крае и выучить наизусть

А теперь давайте хором прочитаем стихотворение, которое является  заветом нам с вами.

Любите родную природу (слайд 28)

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Урок окончен! Все свободны! (слайд 29)

Дополнительный материал

Клен. Светолюбивое широколиственное дерево. Все листья клена располагаются мозаикой в одной плоскости, чтобы собрать больше света. Листья одной ветки, разные по величине, укладываются плотно, не затеняя друг друга. Они по форме напоминают ладошку — так и кажется, что дерево протягивает свои ладошки к последнему осеннему солнышку, чтобы погреться. Листья клена очень красивы и по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды клена — крылатки — пара «крылышек», соединенная парой сросшихся семян. Созревая, крылатки распадаются, и каждое «крылышко» бережно опускает на землю свое семя. Благодаря такому «летательному аппарату» в лесу появится много всходов клена.

Тополь. Листья тополя осенью не всегда красивы. Иногда они остаются зелеными до снега, иногда — бурыми. Но не в красоте листьев главная ценность тополя. Это дерево является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что один тополь за пять месяцев поглощает столько углекислоты, сколько за это же время поглощают три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятые. Различные виды тополей широко используют в озеленении города. Высаживают преимущественно «мужские» экземпляры (без пуха).
Молодые листочки тополя обладают бактерицидным и заживляющим свойствами.

Осина. Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой, а также слишком бедной питательными веществами почвы.
Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше он имеет красивую серовато-зеленую окраску. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета — и желтый, и красный, и чернильный, и розовый…
У осин есть одна очень характерная особенность. Ее листики начинают шевелиться даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается вправо-влево. Вот почему так подвижны листочки осины.
В народной медицине считается, что в осиновом лесу снижается артериальное давление у людей, страдающих гипертонической болезнью.

Ясень. Посмотрите внимательно на ствол, ветки и листья этого дерева осенью: листья ярко-желтые, состоящие из нескольких маленьких листочков, между листиками — гроздья крылаток-«носиков». Это семена. Каждое из них снабжено маленьким «пропеллером», поэтому ветер уносит маленькие «вертолетики» довольно далеко от дерева завоевывать новые просторы.
А как ярко вспыхивают желтые листья ясеня в лучах осеннего солнца! Ярко, весело, ясно! Может, поэтому и получило дерево свое название.

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.